Любая скульптура начинается с идеи, с замысла, а затем уже идут эскизы. Когда эскиз утвержден, как правило, из арматуры, проволоки и досок делается каркас, и скульптура лепится в натуральный размер из глины или пластилина. С готовой модели специалисты, именуемые форматорами, снимают гипсовую или комбинированую форму.
Если скульптура выполняется из дерева или камня, то сначала она отливается из гипса, прорабатывается автором, и затем ее вырубают из камня или вырезают из дерева, используя пунктировальную машинку.
Ваккуумное литье и литье в этило-силикатную корку предназначено, как правило, для небольших скульптур, большие памятники льют в ХТС и ниже мы кратко рассмотрим литье по выплавляемой модели, которое очень распостранено.
Когда скульптура переводится в бронзу или другой металл, форму, снятую с изделия, заливают в окатку или набирают кистями горячим воском, когда воск застывает, форму открывают, и отлитая восковка, опять же, прорабатывается. На следующем этапе, на обработанную восковку литейщики ставят литники, питатели, выпора и пр., после чего она снова заформовывается специальной смесью под литье, внутрь восковки заливается калидр, форма обваривается арматурой и сеткой и еще раз обмазывается смесью. Воск из этой формы вытапливается, а форма прокаливается в печи, после чего в нее, наконец, заливают металл. Когда металл остывает, форму разбивают, литейщики срезают литники и пр. Бронзовая скульптура собирается, сваривается, обрабатываются швы, иногда скульптуру полируют и на последнем этапе тонируют, обычно различными химическими составами, которые, вступая в реакцию с металлом, изменяют его цвет.